Архив новостей Просмотреть за дату

Диапазон дат:
-

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Бюджет - основа будущего

На 19 декабря запланирована очередная сессия районного Собрания депутатов, где будут утверждаться  бюджеты на очередной 2015 год и плановый период до 2017 года. Подробнее об этом беседуем с начальником управления финансов райадминистрации Натальей Евстроповой.

- Наталья Николаевна, составление проекта бюджета  - огромный труд, по сути, управление финансов планирует будущее, причём не на год, а в последнее время на три года вперёд. В чём основная сложность такой работы?

- Как только сдаём отчет за предыдущий год, сразу же начинаем работу над новым бюджетом. К сожалению, из года в год наступаем на одни и те же грабли. Поясню: всё время меняются приоритеты, планы развития области, района. Особенно это проявляется при смене руководства. Так не должно быть. Я думаю, что в следующем году, как нам уже   определил законодатель, в районе будет разработана стратегия развития муниципального образования на 10-20 лет вперёд, от которой руководителям можно будет отступать, но не очень далеко.

- Какое, на Ваш взгляд, сегодня наиболее перспективное для нас направление развития?

- Многие районы делают ставку на туризм, это становится выгодным, особенно в связи с резко изменившейся экономической ситуацией в стране и в мире. Цены на путёвки, билеты растут. Люди стали меньше выезжать за границу на отдых, по оценкам специалистов примерно на 30 процентов сократился поток российских туристов в Европу. Куда они поедут на Новый год? Туда, где есть снег, хорошая инфраструктура, гостиницы, кафе.

- Снега-то, допустим, у нас хватает и в других районах, и если все будут делать ставку на туризм…

- Но наш-то район как удачно расположен! К развитию туризма можно было бы подтянуть все отрасли. Те же предприниматели о чём думают? Если будем развиваться в этом направлении, потребуется ещё больше гостиниц, хотя у нас с этим в последнее время вроде бы не плохо. Нужно больше точек общепита. Их вроде бы тоже хватает, но где вы видите рекламу? Вот сошёл человек с поезда, где ему отдохнуть, где покушать? В Коноше, к примеру, на вокзале висит огромная карта, на которой указано: вот там вы можете снять номер, там пообедать, там расположен музей, а здесь можно покататься на катамаранах, развлечься и т.д. Но это я уже слишком далеко отвлеклась от бюджета…

Ещё одна проблема, с которой приходится сталкиваться при формировании бюджета, - затягивающийся процесс формирования программ. В этом году с этим управились лишь к сентябрю, но на это, правда, существуют свои объективные причины. Новому руководству района необходимо было наладить контакты с теми, кто ответственен за их формирование в области, детально  ознакомиться с самим процессом, возможностями получения софинансирования и т.д. А насколько читателям известно, 99,2 процентов расходов бюджета формируются в рамках различных программ, и лишь меньше процента - непрограммные. К ним относятся расходы на Собрание депутатов, на контрольно-счётную палату. Даже расходы на райадминистрацию включены в программу, правда в ведомственную, у которой есть свои целевые индикаторы, по которым можно оценить эффективность работы того или иного органа.

Достоинство программного метода заключается в том, что программы не всегда строго увязаны с осуществлением полномочий. И если есть какая-то стратегия, то за счёт программ мы можем «подтянуть» федеральные, областные, частные средства и таким образом решать различные проблемы территории.

- Многие полномочия в районе осуществляют государственные учреждения или поселения – ЖКХ, здравоохранение, культура и т.д. У района, по большому счёту, осталось одно образование, на него собственно и идёт львиная доля бюджета?

- Самая крупная программа у нас – «Развитие образования», на неё приходится 80 процентов районного бюджета. Да, на нашем уровне осталось не так много полномочий, но учитывайте тот факт, что область не работает напрямую с поселениями. Например, полномочия по обеспечению жильём населения района возложены на поселения, но если начинается строительство с участием средств федерального, областного бюджетов, то область работает с районом, деньги всё равно проходят через нас.

- Чем оборачивается то, что каждое поселение имеет свой самостоятельный бюджет?

- Самостоятельность – дело хорошее, когда она используется с умом. Сложно главе райадминистрации командовать, когда у каждого свой кошелёк. А отвечает за всё в районе всё равно он.

- Каковы основные параметры бюджета на новый 2015 год?

- В 2013-ом дефицит составлял 15 миллионов, в 2014-ом – 16, в 2015 запланирован в пределах девяти миллионов. Не знаю, удастся ли сохранить этот параметр, но задача руководством района поставлена именно такая – сократить дефицит.

- Что можно сказать по доходам и расходам? Семьям становится жить всё тяжелее: цены растут, раскручивается инфляция… Такие же проблемы, только, наверное, в больших масштабах существуют и в районном бюджете?

- В целом доходы составят 605 миллионов, что на уровне прошлого года. Собственные доходы в сравнении с 2014 годом остались также без изменений, они запланированы в объёме 172 миллионов. На два миллиона уменьшаются доходы от сдачи в аренду земельных участков, но ровно на столько же увеличиваются налоговые поступления.

Финансовая помощь от федерации, области пока запланирована в несколько меньших объёмах, чем в прошлом году, но надо учитывать, что на начало года мы никогда не имеем полной информации о распределении субсидий. Например, субсидия на возмещение платы за жилищно-коммунальные услуги педагогам, работающим на селе, всегда приходит по факту. Надеемся, что в течение нового года помощь увеличится, и значительно.

Расходные обязательства тоже пока сохранены на уровне 2014 года и составляют 614 миллионов, проиндексированы лишь на увеличение тарифов за коммунальные услуги и увеличение на 5,5 процентов зарплаты работникам бюджетной сферы, запланированное с 1 октября 2015 года. Зарплаты работников органов местного самоуправления опять заморожены.

- Кстати, на зарплаты бюджетников средства из областного бюджета поступают вовремя?

- Средства поступают без задержек.

- Есть ли у нас долги?

- На 1 января муниципальный долг составит 66 миллионов рублей. Это много, но Бюджетный кодекс позволяет нам иметь муниципальный долг в размере собственных доходов, то есть до 172 миллионов. Для того, чтобы его уменьшить или хотя бы не увеличивать, следует принять профицитный бюджет. Но доходы мы увеличить не можем, так как ресурсы, с которых получаем налоги, ограничены, следовательно, надо уменьшать расходы. Но и это пока не получается сделать значительно.

Как только примем бюджет, в котором доходы будут равны расходам, тогда сможем не брать новые кредиты, но должны будем обслуживать старые.

- Это вообще реально – рассчитаться с таким долгом?

- Думаю, что реально.

 - Другие районы тоже живут с долгами?

- Да, но наш достаточно велик, больше, чем у нас, долг только у Плесецкого района. Крупные города области во внимание не принимаем, там долги под сотни миллионов…

-  Наличие такого долга – серьёзная проблема для нас?

- С моей точки зрения, это нормальная практика. Я считаю правильным подход  руководства района к этой проблеме. Мы чётко увязываем привлеченные средства с инвестициями, то есть, нацелены не «проедать» их - использовать на зарплату и коммуналку, на это должно хватать своих денег, а если уж занимать, то, например, на новое строительство - значит вкладывать в развитие. Кстати, прежде кредиты тоже брали большей частью на развитие, в том числе на реконструкцию районной больницы, для открытия реанимации, на строительство школы искусств. 

- За какое время образовался долг?

- С 2011 года. Если ситуация в экономике резко не ухудшится, с ним мы сможем начать рассчитываться уже через три-четыре года. К тому же со следующего мы сможем брать бюджетные кредиты, такой возможности мы были лишены лет шесть. Нашему району, на правах реализации пилотного проекта, первому в следующем году будет предоставлено право брать краткосрочные бюджетные кредиты в управлении федерального казначейства, что поможет существенно сократить проценты на обслуживание муниципального долга (на эти цели заложено 8 миллионов, что сопоставимо с бюджетом небольшого бюджетного учреждения). Думаю, что это улучшит ситуацию. Поверьте, мы прикладываем максимум усилий, чтобы уменьшить муниципальный долг, ищем и используем для этого все возможности. 

- На развитие сельского хозяйства, экономики сколько заложено средств?

- Это не наши полномочия. Но у нас есть статьи расходов по созданию условий для сельхозпредприятий, обеспечению транспортной доступности районного центра для сельских жителей, поддержке предпринимательства. Небольшая финансовая помощь – 645 тысяч рублей из года в год закладывается в бюджет на коренное улучшение земель, организацию сельскохозяйственных ярмарок, конкурсов животноводов, 320 тысяч планируется на транспортную доступность и 313 – субсидии предпринимателям.  Субсидии на литр полученного молока, на килограмм мяса, на развитие племенных хозяйств - всё это поступает из областного и федерального бюджетов напрямую в хозяйства.

- На чём-то удаётся экономить?

- Когда формировали проект бюджета, у нас не было стремления что-то урезать не обоснованно. Повнимательнее посмотрели расчеты на субсидию, получаемую бюджетными учреждениями на выполнение муниципального задания. Постарались освободить ее от программных расходов.

На чём ещё придётся экономить? Мы подошли вплотную к строительству школы в Шалакуше, но у нас до сих пор нет проекта. Средства на проект, а он стоит четыре миллиона, решено заложить в местном бюджете. На эту сумму пришлось сократить другие программы.

Решение о четырёх миллионах на проект несколько «подкосит» расходы на образование, но с другой стороны, это вклад в будущее, ведь как в семье - хотим купить что-то дорого- стоящее, приходится экономить на чём-то, мириться с временными неудобствами ради достижения большой цели.

- Как прожили 2014 год?

- Итоги пока предварительные, может быть всё в конце и будет хорошо, но пока не выполняется план по сбору налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Ряд предприятий и организаций выплачивают зарплату своим работникам, а налоги не перечисляют, в том числе некоторые УК, теплоснабжающие организации, сельхозпредприятия, лесопереработчики. В итоге мы не досчитались около шести миллионов рублей. Должников приглашаем на заседания межведомственной комиссии, которая собирается в администрации. Как правило, все обещают рассчитаться с бюджетом. Ведь, по сути, они беспроцентно кредитуются у бюджета. 

Сейчас вводится отчётность по НДФЛ, что позволит оперативно получать информацию о суммах исчисленного и переведенного в бюджет налога. Налоговая инспекция сможет оперативно реагировать, контроль за собираемостью будет усилен.

Кстати, райадмини-страция в течение нескольких лет выходила в областное Собрание с предложениями усилить этот контроль, облсобрание - в Госдуму, и вот, наконец-то, эти предложения, и, полагаю, не только с нашей стороны, услышаны.

И ещё одна новость, касающаяся НДФЛ. С 2016 года в районный бюджет будет поступать еще восемь процентов этого налога, собираемого на территории сельских поселений. Но надо отметить, что вместе с тем в район передают и большую часть полномочий поселенческого уровня. Другой вопрос - хватит ли этих денег на их исполнение?

- На коллегии глав прозвучало, что у нас очень плохое исполнение бюджетов поселений…

- Это большая головная боль, но со своей стороны район выравнивает бюджетную обеспеченность наших сельских поселений. Берём кредиты, чтобы им помочь. В этом году субсидия Шалакуше и Моше составляет почти десять миллионов.

- Исходя из сказанного, создаётся впечатление, что с финансами на будущий год картина вырисовывается не такая уж плохая…  

- Радует, что у нас нет задолженности по заработной плате, практически нет её по коммунальным услугам. Есть долги у части бюджетных учреждений по работам и услугам, но в большинстве случаев это, считаю, просчёты руководства учреждений, которое превысило лимиты по расходным статьям. Думаю, что эти руководители должны пересмотреть свои подходы к тратам, иначе рискуют потерять доверие со стороны подрядчиков…

- На публичных слушаниях Вы показывали презентацию, рассказывали о программах. Где няндомцам можно детальнее познакомиться с ними?

- На сайте администрации в разделе «Финансы» публикуется материал «Бюджет для граждан». В пакете документов к проекту бюджета размещены тексты муниципальных программ в редакции с изменениями на дату размещения. Информация регулярно обновляется. Там же указан исполнитель, телефон, по которому можно с ним связаться и задать интересующие вопросы.

- Много ли людей пришло на публичные слушания по бюджету?

- Собралось больше 30 человек, в основном работники и руководители бюджетных учреждений. Большинство выступавших говорили о необходимости  заложить больше средств на ремонты школ и детсадов, на подготовку их к новому учебному году. В проекте на это предусматривается небольшая сумма, так как четыре миллиона, повторюсь, придётся направить за проект Шалакушской школы. Но мы еще раз пересмотрим все расходы на образование, гарантируем, что все сэкономленные во время торгов на изготовление проекта средства также будут направлены на ремонты образовательных учреждений.

Другой путь – брать ещё кредиты. Но сами понимаете, что этот вариант крайне не желателен.

- Сейчас депутаты    утверждают бюджет на три года вперёд, что это даёт?

- Честно говоря, больших преимуществ нет, поскольку «правила игры» всё время меняются, происходит много изменений на законодательном уровне. Единственное, но в то же время существенное преимущество, – возможность объявлять и проводить торги на будущий год уже в конце этого года, поскольку средства уже заложены. Это не может себе позволить, к примеру, та же горадминистрация, которая принимает бюджет лишь на год.

 

 

17-12-2014   Беседовала Наталья Кабашова.  Авангард №98 от 17 декабря 2014 года.

Назад

  Оцените статью %golos% %comments%