Архив новостей Просмотреть за дату

Диапазон дат:
-

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

«Пятёрка» с большим плюсом

«Пятёрка» с большим плюсом так  оценивают  работу  руководства  Няндомского  железнодорожного  техникума коллеги  из  области

На днях Няндомский железнодорожный техникум принимал гостей. Сюда съехались около 40 руководителей государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области - техникумов и колледжей. Столь представительный форум проводится у нас впервые, планировалось, что откроет его министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко, но по уважительным причинам, к большому сожалению собравшихся, он прибыл лишь к концу совещания, когда все его участники уже отправились на экскурсию по нашему техникуму. Это была самая зрелищная и эмоциональная часть программы, и, на мой взгляд, с неё стоило начинать, чтобы гости могли сразу и во всей полноте оценить условия, в которых живут и учатся студенты техникума.

Областное совещание проходило в огромном, оборудованном по самому последнему слову техники и дизайна конференц-зале, в котором есть всё необходимое для успешной работы форума самого высокого уровня. Поприветствовать гостей пришли глава района Вадим Струменский, его первый зам Александр Кононов, глава администрации МО «Няндомское» Андрей Кузьмичёв, депутат облсобрания  Александр Холодов, председатель райсобрания Наталия Синах, заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам Леонид Зарубин. Они отметили заслуги директора техникума Тиграна Матевосяна, который прикладывает максимум усилий для успешного развития образовательного учреждения, подготовки необходимых району и области квалифицированных кадров, умело ведёт коллектив к поставленным целям. Почти в каждой речи прозвучало, что Няндомский техникум – краса и гордость нашего района. Его материально-техническая база обновляется буквально на глазах, и за всем этим чувствуется планомерная и неустанная забота руководства, большая работа всего коллектива учреждения.

Собравшиеся на совещание - люди опытные, им достаточно было подняться с первого на четвертый этаж, зайти в конференц-зал, чтобы сразу понять, почему совещание на столь актуальную сегодня тему работы образовательных учреждений в статусе автономных проводится именно здесь. Наш техникум является государственным автономным учреждением уже пять лет, за это время накоплен солидный передовой опыт, которым, как, видимо, сочли в министерстве, няндомцам давно пора уже делиться. Поэтому все с нетерпением ждали до-клада того, кто является локомотивом всех благоприятных перемен в НЖТ – Тиграна Матевосяна. Его слушали с особым вниманием.

Тигран Петросович, со свойственной ему дальновидностью и обстоятельностью, поделился опытом и открыл для своих коллег новые горизонты в развитии сферы профессионального образования, подчеркнул преимущества, которые даёт статус автономности.

Начал издалека. Вспомнил годы директорства в Воезерской школе, кризисные 90-е, когда в учебных учреждениях внедрялся новый хозяйственный механизм. Для того, чтобы подтянуть школы, им были даны большие экономические свободы, так как государство не могло финансировать учебные заведения в полном объёме. Тогда Тигран Петросович организовал хорошие производственные мастерские, взял 15 га земли, где школьники начали выращивать овощи, открыл новую школу и организовал в ней выпечку хлеба.  Часть полученной продукции шла на удешевление школьного питания, остальное реализовывалось и направлялось на укрепление материально-технической базы. Всё это помогло сельской школе и педагогическому коллективу выстоять в трудный для страны период, когда зарплата не выплачивалась месяцами. И по большому счёту выжить многим обездоленным на селе семьям. Потом эксперимент школами был забыт, но не Тиграном Петросовичем, который продолжал и продолжает успешно внедрять свои опыт и знания в жизнь уже в качестве директора техникума.

Автономность расширяет права, полномочия учреждения, даёт новую экономическую свободу. «Нам дано право самостоятельно развивать приносящую доход деятельность и не «проедать» этот доход, а инвестировать в развитие учреждения», - так обозначил своё понимание нового экономического процесса сам Тигран Петросович и особо указал на сверхответственность в этом деле руководителя.

Свои слова директор подкрепил выведенными на большой экран красноречивыми диаграммами основных показателей деятельности образовательного учреждения, свидетельствующими о его успешном  развитии и, на взгляд всех присутствовавших, наличии у руководителя административно-хозяйственного и предпринимательского талантов. Так, в 2009 году доход  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составлял 3,6 миллиона рублей, в 2010 – 9,2, в 2011 – 12,7, в 2012 – 12,9, а в 2013 он достиг уже 14 миллионов рублей! В 2009 объём инвестиций в развитие техникума составлял 800 тысяч, а в 2013 – более пяти миллионов. То, что учреждение не только само успешно развивается, но и стабильно пополняет бюджеты разных уровней, показала другая диаграмма, согласно которой с 2009 по 2013 годы налоговые платежи выросли с 550 тысяч до 2,1 миллионов рублей.

Тигран Петросович особо подчеркнул, что зарабатываемые техникумом средства позволяют не только с уверенностью смотреть в будущее, но и с опережением выполнять майские указы президента, согласно которым зарплаты педагогов в государственных профессиональных образовательных организациях должны достигнуть уровня средней по экономике региона лишь к 2018 году. Если не увеличивать их сегодня, техникумы могут столкнуться с серьёзной кадровой проблемой: не дожидаясь 2018 года преподаватели общеобразовательных дисциплин уйдут в школы, где зарплаты «подтянуты» до средней по региону уже сейчас.

Директор поделился своим видением, как сделать модель автономного развития учреждения           профобразования привлекательной для всех и выдвинул несколько предложений. В числе основных: создать ассоциацию автономных образовательных учреждений; разработать свои положения системы оплаты труда, при этом зарплату руководителя напрямую «увязать» не только с качественным выполнением государственного задания, но и с результатами развития учреждения в целом.

Директор предложил работать с министерством по трехлетним планам, где чётко расписывать, сколько средств планируется заработать, сколько инвестировать в развитие, поскольку главный на сегодня тормоз в работе, по мнению Тиграна Петросовича, – нестабильность, и прежде всего в области законодательства. Кто сталкивался с федеральными законами №№ 44, 233, а также с закупочной деятельностью, тот поймёт, о чём идёт речь.

Более чем убедительное выступление было поддержано аплодисментами и продолжилось обсуждением. В итоге новаторские идеи было решено отправить в министерство с предложением запустить пилотный проект, принять участие в котором смогут все желающие. 

Пока шло совещание, в перерывах я пообщалась с руководителями техникумов и колледжей. Как и следовало ожидать, отзывы оказались самые положительные. Всех, конечно же, впечатлили светлые, просторные учебные, компьютеризированные, с выходом в Интернет кабинеты, уютные холлы с рядами удобных сидений вдоль окон, современная, дорогая отделка стен из гипсоакриловых панелей ярких цветов. Восхитили огромные электронные стенды действующих локомотивов в лабораториях, все схемы на которых мигают разными огоньками и работают с единого пульта; тренажёры машинистов для отработки практических навыков. Руководители обратили внимание на установленный на входе в здание банкомат, кабинку для охраны, свеженький ремонт в медкабинете, в спортзале и новые тренажёры. 

В мастерских директор с собой гордостью продемонстрировал недавно приобретённую лабораторию электротехники, электроники и микропроцессоров, стоимостью около двух миллионов рублей. Лаборатория оборудована согласно новым госстандартам. Прежнее оборудование не менялось с 1974 года, его оставили в соседнем кабинете в качестве, как шутит директор, раритета. Сравнивая старую и новую лаборатории, кто-то из гостей тоже пошутил: «Это - бюджет, а это - внебюджет...»

Другая светлая, но пока ещё не осуществлённая, мечта Тиграна Петросовича, которой он поделился с коллегами, – тренажёр, полностью имитирующий обстановку в кабине электровоза. Правда, стоит такой пять миллионов рублей, что техникуму пока не по карману. Но если покупать, то самое лучшее, самое прогрессивное - это принципиальная позиция директора.

Другая интересная задумка, к осуществлению которой уже прилагаются определённые усилия, – расширить границы территории техникума и оборудовать здесь хороший автогородок для обучения водителей, так что, конкуренты из няндомских автошкол, трепещите…

И ещё один грандиозный, по меркам Няндомы, проект, с которым директор познакомил своих гостей, - приобретение техникумом у РЖД здания спортивного зала «Локомотив», расположенного на ул. Ленина. Первые платежи за него пойдут уже в конце ноября.  

Тигран Петросович с гордостью познакомил  гостей с мастерами производственного обучения Иваном Калитой, Валентином Хапининым, преподавателями Ириной Скакуновой, Светланой Осютиной, тренером-преподавателем Вячеславом Белоус - незаменимые, ответственные, высокопрофессиональные и опытнейшие кадры, которые требуется удержать любой ценой, а значит, создать  условия для их успешного карьерного роста, увеличения благосостояния.

- Чувствуется, что здесь есть настоящий хозяин, - прокомментировала увиденное директор Архангельского педагогического колледжа Людмила Перова. – Понравилось буквально всё.

- Шикарная база! У многих она вызвала даже зависть, и то, что Тигран Петросович развивает всё это не только за счёт бюджета, а заработанных техникумом денег, вызывает не просто уважение - восторг! Поэтому я лично ставлю ему оценку «отлично» с огромным-огромным плюсом, – добавила Татьяна Пятовская, директор Северодвинского техникума строительства, дизайна и технологий.

- Нужно поощрять и стимулировать подобную деятельность, я имею в виду не только Тиграна Петросовича, но любого руководителя, который старается развивать внебюджетную сферу, образовательное учреждение в целом, - сказал министр Игорь Скубенко. – А в качестве поощрения Няндомского техникума и его руководства постараюсь решить вопрос со спортзалом, который сейчас приобретается техникумом у РЖД. Надо чтобы платежи шли не из внебюджетных средств НЖТ, а, на мой взгляд, нужно всё-таки решать вопрос с открытием бюджетного финансирования для решения этой задачи. Это необходимо для того, чтобы в техникуме открывались дополнительные возможности для стимулирования своих работников, приобреталось в ещё больших масштабах учебно-лабораторное оборудование, которое сегодня крайне необходимо для качественной подготовки будущих специалистов.

29-11-2014   Наталья Кабашова.  Авангард №93 от 29 ноября 2014 года.

Назад

  Оцените статью %golos% %comments%