Архив новостей Просмотреть за дату

Диапазон дат:
-

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Кому перешел дорогу черный кот?

Необходимо наладить диалог. Вот квинтэссенция длинного и непростого разговора между представителями районной власти и местными предпринимателями. Хотя нынешний глава района В.М. Крехалев для бизнесменов из того же  теста – он бывший предприниматель, однако не раз в вопросах и обращениях к нему представители торговли сетовали на непонимание их проблем, нежелание помочь, отсутствие защиты и потребительское отношение к ним со стороны районной власти.

Посторонним вход разрешен

В Няндому пришли сетевики. Сначала они подвинули местных, кто торговал бытовой техникой и видеоаппаратурой. Теперь «наступают» на торгующих продуктами питания, бытовой химией. По словам одной предпринимательницы, представитель крупной торговой фирмы, планирующей открытие магазинов в центре Няндомы, предложил мелким лавкам, что работают поблизости, не мучаясь, сразу закрываться…

Такое «деловое» предложение не лишено оснований: сетевые фирмы благодаря большим объемам продаж и работе непосредственно с товаропроизводителем способны резко снизить цены на продукты. А что самое привлекательное для клиента? Правильно – цена. На этом месте статьи некоторые читатели могут, отложив газету, потереть руки с мыслью: «Ну, наконец-то местных толстосумов заставят умерить аппетиты и перестать вдвое накручивать цены на продукты». Однако в вопросе ценообразования не все так примитивно просто.

Например, возьмем стоимость нашей няндомской курицы. Внимательные покупатели, бывающие в командировках, замечали, что в Няндоме 1 кг нашей куры стоит дороже, чем в Архангельске, Коноше, Вологде и даже Москве. Честно признаюсь, и сама в этом парадоксе цен обвиняла представителей местной торговли: «ну и жадность…» Оказывается, отпускная цена с птицефабрики для местных магазинов - самая высокая. И все няндомские магазины, торгующие местной курятиной, делают на нее минимальную наценку - не более 5%.  Явившиеся на наш рынок вельские ножки-крылышки под маркой «Чудославские» открыли глаза нашим предпринимателям: «Кура может стоить дешевле и на ней, в принципе, магазин может зарабатывать».  И вот один за другим предприниматели потянулись к вельчанам, тем более они сами и доставку своей продукции осуществляют. И пришедшему на встречу представителю Няндомской птицефабрики О.А. Латкину бросили: «Они вас задавят». Олег Александрович был предельно ясен и откровенен. С Вельском по цене (но не по качеству!) соперничать трудно: там и областные финансовые вливания, и газ, а не уголь. Наша птицефабрика, зажатая тисками высоких тарифов, вынуждена оптимизировать расходы и колдовать над себестоимостью.

Да, действительно, в Няндоме отпускная цена на нашу же куру выше, чем у соседей. Почему? Потому что с Коношей рядом вологодский птицепром, с Каргополем – Питер, а желающих торговать курой в Архангельске и тем более в Москве хоть отбавляй. Вот и вынуждены хозяева птицефабрики зарабатывать на Няндоме. Но о положении дел доложено руководству – ныне ООО «Вологодский птицепродукт». Там ситуацию изучат и примут решение. Няндомское руководство птицефабрики в вопросе ценообразования имеет лишь совещательный голос. 

 «Пинка под зад»

Другая сторона нашего ценообразования - арендная ставка земли. В Няндоме, по словам предпринимателей, аренда земли сопоставима с арендой в областном центре. А количество покупателей там и у нас – разное. По словам А.П. Цукановой, со стоимостью участка, находящегося под магазином, они еще как-то могут согласиться. Но вот с обременением – нет. «У меня почти 600 кв м земли под так называемое благоустройство, - рассказывает Алла Петровна. – Я готова их обустраивать, но почему я должна платить за них по той же цене, что и за землю под магазином? Ведь эти 600 метров денег не приносят. Нельзя снизить ставку арендной платы за эти участки?»

У А.П. Цукановой вообще особый случай. Земля, на которой стоит магазин, хоть и считается «удачным расположением», отняла у нее немало сил и здоровья. На этой земле стоят столбы, между которыми проходят электрические  провода. Любое движение над ними и под ними – чревато. «А вдруг, не дай Бог, что-то случится с крановщиком, строителем – подписываю документы, что всю ответственность беру на себя. Из-за этих столбов пришлось менять проект магазина, строить лестницу, которая мне так не нравится. На земле возле магазина опять же из-за столбов я не могу даже организовать автостоянку. И что вы думаете – случайно выясняется, что никакого тока там нет…»

В.В. Белобородовой и вовсе отказали в земле. По словам Валентины Васильевны, она прошла все процедуры согласования, заказала и оплатила проект нового магазина, и вдруг – не положено. В ее озвучке это «не положено», услышанное в комитете по имуществу, звучит немного по-другому: «Дали пинка под зад…»

А вот масштабная стройка торгового центра на ул. 60-летия Октября, по мнению представителей районного бизнеса, вовсе не благо для города, тем более что ведет стройку давно уже не местный предприниматель А.И. Масловец, а совсем другие люди и не из Няндомы…

«Там явно должен был стоять жилой дом, - считает С.П. Нетегов. – Ну, возможно, с магазином на первом этаже. Зачем еще одно торговое здание в центре города? На площади не первый год стоит заколоченный торговый центр возле Дома творчества. Почему власти не повлияют на хозяина, чтобы он открыл его?»

Самый известный на сегодня строитель в Няндоме В.Г. Струменский считает, что подход к выделению земли у районной власти является делом избирательным: хочу дам, не хочу – не дам. Именно так поступили, по его мнению, с участками по адресу Североморская, 7 и Фадеева, 8. «Я обращался с заявлением в районную администрацию в октябре. До сих пор нет ответа. Но на участке Североморская,7 без разрешения на строительство уже ведется стройка. Как так?» - обратился Вадим Георгиевич к первому заму главы Д.В. Шенбину. На что Дмитрий Владимирович ответил, что участок выделен К.А. Криве под производственную деятельность, именно это целевое назначение и было у указанного участка, а не гаражи, как просил В.Г. Струменский. А вопросы получения разрешения на строительство – не его полномочия. «Это к Максимовскому, в горадминистрацию», - заключил Дмитрий Владимирович.

Пришел. Увидел. Наказал.

У проверяющих органов, по мнению предпринимателей, карательная система действий. Сами контролирующие органы свою деятельность называют «исполнение законодательства». Так, следуя букве закона, налоговики не вправе проверять сетевые магазины, поскольку фирмы зарегистрированы не у нас. А своих – могут. И штрафы за неисполнение выписывают нешуточные.

С другой стороны, налоговая, по мнению присутствующих, как-то вяло реагирует на нелегальные фирмы. «Возьмите газету: бани, сауны, гостевые дома, ремонт, строительство, такси, пилорама… А все ли они зарегистрированы и платят налоги?»

«Мы отрабатываем всю информацию, поступающую к нам», – парировали представительницы налоговой инспекции.

К Н.В. Корельской, инспектору по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ОВД, обратился предприниматель М.А. Джалилов с вопросом: почему в его  магазине, расположенном на ул. Красноармейская, 68б, запрещено продавать сигареты? «Даже по собачьим тропам от моего магазина до детского сада – 170 метров, а по пешеходным дорожкам и того больше. Вы же в расчет берете расстояние по воздуху – через гаражи, трансформаторную будку. Но ведь так никто не ходит!» Свою позицию он собирается отстаивать в суде.

В другом случае местному предпринимателю власти отказали в продаже табака по той же причине – менее 100 метров от образовательного учреждения. А вот его более удачливому  магазину-соседу, расположенному на втором этаже этого же здания – разрешили… По словам Натальи Витальевны, это недопустимо, и второму (удачливому) тоже откажут.

По мнению некоторых предпринимателей, проверяющие органы могли бы начать свою деятельность с разъяснения законодательства, а «не сразу браться за кобуру». Законодательство меняется часто, а предприниматель, каждый день решающий непростые хозяйственные вопросы, в юридической казуистике не силен.

На вопрос С.П. Нетегова: «Сколько в процентном отношении от собранных налогов остается у нас в районе?», - так и не ответили. Повисла тишина и после утверждения предпринимателя, что такое количество администраций и их служащих – слишком большая роскошь для скромного районного бюджета.

По другую сторону «баррикад»

Наверно, у властей тоже есть претензии к местным предпринимателям. Это косвенно подтверждают некоторые высказывания, сделанные на собрании представителями администрации. Но следует отметить, что говорили они с дипломатичной сдержанностью и, в общем-то, по делу, ведь главная цель – не разрушить едва наметившееся хрупкое взаимодействие.

Глава района В.М. Крехалев заметил, что все проблемы, которые возникают у бизнесменов с местной властью, должны быть донесены до него. «Если вы считаете, что кто-то в администрации несправедливо вам в чем-то отказал, вы можете всегда прийти с этой проблемой ко мне. Давайте разбираться вместе, а не копить обиду друг на друга».

Замглавы администрации по социальным вопросам Н.Н. Янковская считает, что долгое время предприниматели были разобщены и пытались в одиночку решать свои проблемы, не обращаясь к власти. Объединие местных  предпринимателей даст им возможность  быть представителями большого круга лиц (в Няндомском районе более 700 предпринимателей, не считая их трудовых коллективов), защитой интересов малого и среднего бизнеса. Например, решение о повышении корректирующего коэффициента (К2), за которое единогласно проголосовали районные депутаты, вряд ли было бы столь единодушным, если бы на сессии выступили представители малого бизнеса с вескими аргументами «против».

Что касается прихода «чужих», то это явление неизбежное и ему подвержена не только Няндома. Кордоны не поставишь. В.М. Крехалев намекнул собравшимся, что вынужден звать варягов в развитие туристического бизнеса на нашей территории, поскольку никто из доморощенных бизнесменов на предложение района не откликается. И, с другой стороны, приход на наш рынок более крупного бизнеса можно именовать громким словом – инвестиции. Конечно, в бизнесе и в джунглях основной закон одинаковый – выживет сильнейший. И если сильнейший значит «чужой», необходима грамотная позиция местных властей, чтобы  этот бизнес не относился к нам, как к аборигенам. 

04-02-2011   Е. Пономарева.  Авангард №8 от 5 февраля 2011 года

Назад

  Оцените статью %golos% %comments%